Врожденная глухота у детей

Причины врожденной глухоты у детей, диагностика, лечение и адаптация

Врожденная глухота у детей

У каждого тысячного ребенка в мире выявляют врожденные нарушения слуха. Данное состояние впоследствии приводит к проблемам с речью и отставанию в развитии. Чем раньше удастся выявить аномалию, тем выше шансы адаптировать малыша к жизни в обществе. Потому так важно при первых же подозрениях на глухоту обращаться к врачу.

Этиология заболевания

Слуховой орган человека включает три составляющих, каждая из которых выполняют определенную функцию. Так, наружное ухо состоит из наружного прохода и ушной раковины. Оно отвечает за улавливание звуков и их передачу на барабанную перепонку.

В среднем ухе данные колебания нарастают и передаются дальше – в лабиринт внутреннего уха. Именно здесь происходит трансформация звуков в импульсы, которые попадают в мозг. При повреждении любой части анализатора слуха возникают проблемы.

Считается, что глухота представляет собой состояние, при котором пациент не может различать звуки громкостью больше 90 дБ. Такая степень поражения приводит к тому, что пациент не воспринимает громкую речь, которая произносится возле уха.

В зависимости от локализации патологического процесса выделяют такие виды глухоты:

  1. Кондуктивная – связана с нарушениями анатомии наружного либо среднего уха.
  2. Сенсоневральная – развивается вследствие поражения внутреннего уха либо мозговой коры. Именно этот вид заболевания выявляют в 90 % случаев.

На фото цветом обозначены зоны поражения при кондуктивной и нейросенсорной глухоте

Причины врожденной глухоты

В большинстве случаев к развитию этого вида глухоты приводит генетическая предрасположенность. Если у прямых родственников есть нарушения слуха, риск появления проблем у малыша составляет 30-50 %. Тяжелые формы врожденной глухоты, связанные с поражением гена GJB2, передаются по аутосомно-рецессивному типу.

Помимо этого, причиной подобных проблем может стать следующее:

  1. Инфекционные патологии матери в период вынашивания ребенка. Глухота может быть следствием гриппа, герпетической инфекции, токсоплазмоза. Также к ней приводит краснуха, цитомегаловирусная инфекция. Особенную опасность данные болезни представляют в первом триместре. Именно в этот период развивается слуховой орган плода.
  2. Применение ототоксичных средств в период беременности. К ним относят фуросемид, аспирин, антибактериальные средства из группы аминогликозидов.
  3. Токсикоз в 1-2 триместре беременности.
  4. Хронические патологии матери. Причиной глухоты у ребенка может стать сахарный диабет, недостаточность почек, болезни сердца и сосудов.
  5. Употребление спиртных напитков, курение, прием наркотиков при беременности.

Диагностика

Слух у новорожденного малыша проверяют еще в роддоме. Это нужно делать на 3-4 день жизни.

Также иногда данную процедуру выполняют при первом посещении поликлиники. Для этой цели используют аудилогические устройства.

Обследование выполняют, пока ребенок спит. Обычно оно занимает не более четверти часа. В ухо малыша вставляют специальный зонд, издающий высокочастотные звуки.

Отраженные колебания фиксирует специальный датчик. Результаты исследования можно увидеть на мониторе прибора.

Если появляются подозрения на развитие аномалии, проводятся другие исследования в специализированном учреждении. Врачи оценивают реакции ребенка на различные стимулы, используя специальные методики. Источниками звуков являются тоны аудиометра, игрушки, голос или шепот.

В некоторых случаях требуется проведение более сложных процедур. К ним относят импедансометрию, компьютерную аудиометрию. Диагноз ставят по результатам целого ряда исследований.

Лечение

Врожденная глухота не поддается медикаментозным методам лечения. В большинстве случаев проводится эндопротезирование или слухопротезирование. Одним из методов коррекции патологии у детей является применение специальных приборов для усиления звука.

При тяжелых патологиях используют слуховой аппарат. Если же данный метод не дает результатов, осуществляется вживление кохлеарного импланта.

Пациентам с кондуктивной формой аномалии показана операция, которая проводит звуки по височной кости. Для этого больному вживляют титановые импланты, а приемник звука прикрепляют к уху.

Благодаря этому удается улучшить восприятие звука.

Как распознать признаки глухоты смотрите в нашем видео:

Адаптация детей, особенности социализации

Поскольку лечение врожденной глухоты не представляется возможным, терапия должна быть направлена на социализацию ребенка. Для этого по особым методикам проводят обучение. Малыша и его родственников учат языку жестов.

Многие дети впоследствии могут читать речь по губам. Также есть данные, что при нарушении слуха потерянные функции берут на себя другие органы. У людей с таким диагнозом часто обостряется зрение и усиливается наблюдательность. Нередко пациенты сталкиваются с улучшением обоняния и осязания. Таким образом мозг старается компенсировать нехватку информации.

Люди, которые обучились чтению по губам, имеют хорошее зрение и прекрасную наблюдательность. Они имеют возможность развивать речь, задействую ту зону мозговой коры, которая несет ответственность за слух.

Врожденная глухота – это очень серьезное состояние, которое чаще всего имеет наследственный характер. В некоторых ситуациях заболевание развивается по причине воздействия негативных факторов в период беременности. В любом случае первые же признаки недуга должны стать поводом для проведения детальной диагностики.

Источник: http://gidmed.com/otorinolarintologija/zabolevanija-lor/bolezni-uha/tugouhost/vrozhdennaya-gluhota.html

Глухота у ребенка: можно ли вылечить? Консультация врача

Врожденная глухота у детей

Потеря слуха из-за травмы или болезни становится тяжёлым испытанием. Ведь от того, как мы слышим, зависят дальнейшая жизнь и многие возможности. А если на свет появляется глухой или слабослышащий малыш, то трагедия захватывает всех членов семьи.

К слову сказать, глухота является наиболее распространённой врождённой патологией у новорождённых – она встречается примерно у 1-3 детей из тысячи. Есть ли способ вернуть слух? Об этом наш разговор с врачом-отоларингологом высшей категории Владимиром Васильевичем.

– Владимир Васильевич, в современном мире потеря слуха не роковой приговор, слуховые аппараты давно и прочно вошли в нашу жизнь, они доступны по цене, легки в эксплуатации. Можно сказать, что современная медицина победила такую проблему, как глухота?

– Я бы не делал таких громких заявлений. Да, слуховые аппараты могут помочь, но в определённых ситуациях. Например, при потере способности адекватно реагировать на звуки, которые ранее воспринимались без всяких проблем.

При возрастных изменениях, которые приводят к сужению слухового прохода, а также уплотнению барабанной перепонки, при появлении в ушах постороннего шума, который вызывает дискомфорт и неприятные ощущения. Однако при тяжёлой степени тугоухости слуховые аппараты неспособны помочь.

Так, если болезнь (или повреждение) затронула внутреннее ухо (в этом случае врачи говорят о нейросенсорной тугоухости), такие устройства, увы, бессильны.

– И ничего нельзя сделать?

– В этом случае на помощь приходит операция – кохлеарная имплантация. Это сложное хирургическое вмешательство на структурах внутреннего уха. Разработкой данного метода учёные начали заниматься ещё в 1970 году.

Сначала врачами применялись одноканальные имплантаты, а сейчас в широкое использование вошли многоканальные аппараты, что существенно увеличивает шанс вернуть слух. Кохлеарный имплант состоит из двух частей: внутренней (электрод, который располагается в ухе пациента) и внешней (речевой процессор).

Эти устройства соединяются друг с другом посредством двух магнитов, внешняя часть устройства фиксируется на голове человека. Операция обычно выполняется в стационарных условиях под общей анестезией и длится примерно 2-3 часа.

Производится небольшой разрез за ушной раковиной, и через сосцевидный отросток во внутреннее ухо вводится матрица электродов в улитку.

Устройство в зависимости от фирмы-производителя имеет на своей поверхности от 12 до 24 чипов, каждый из которых отвечает за конкретную частоту звука в очень широком диапазоне – от 250 до 8000 Гц. Речь человека, как правило, находится в диапазоне от 500 до 4000 Гц, поэтому система кохлеарной имплантации позволяет не просто слышать слова, но и распознавать звуки окружающей природы, воспринимать музыку и различать музыкальные инструменты.

– Это просто сродни чуду. А когда человек начинает слышать?

– После проведённой операции пациент ещё не слышит, такая возможность появляется после включения речевого процессора. Обычно это происходит через 20-30 дней после операции – столько времени необходимо для того, чтобы область вмешательства зажила, спал послеоперационный отёк.

Только после полного заживления присоединяется наружная часть, и производятся соответствующие настройки устройства. Речевой процессор, который располагается на ушной раковине, направляет специальный сигнал на внутреннюю часть системы.

Она раскладывает звук на частоты и отправляет сигнал на соответствующий чип, который стимулирует слуховой нерв и обеспечивает тем самым ощущение звука.

С этого момента начинается длительный и сложный период для пациента, нужно набраться терпения и постоянно выполнять рекомендации специалистов – сурдопедагога, сурдолога, дефектолога. Особенно непросто приходится родителям, детям которых была проведена операция.

Ведь обычно мама и папа хотят получить результат как можно быстрее! А первые плоды кохлеарной имплантации появляются, как правило, спустя 6-9 месяцев после операции. Всё это время нужно работать, заниматься и тренироваться как дома, так и со специалистами.

Иногда это сложно объяснить родителям, но без сотрудничества с врачами, постоянных приездов в центр, в котором проводилась кохлеарная имплантация, результата не будет. Однако если родители выполняют все рекомендации и сами прикладывают усилия, то успех обязательно будет: после полной настройки речевого процессора пациент способен воспринимать шёпотную речь с расстояния 6 м – как и человек с нормальным слухом.

– А каким пациентам в первую очередь показана операция?

– Приоритет отдаётся детям с врождённой потерей слуха (до 2 лет).

Чем раньше будет выявлено отсутствие слуха у младенца и предприняты необходимые медицинские меры, тем больше шансов, что он сможет вновь слышать, научится говорить и станет полноценным членом общества.

В случае со взрослыми операция показана людям с развитыми навыками речи, которые потеряли слух после травмы или перенесённых инфекций (с высокой степенью двусторонней тугоухости (IV степень) или двусторонней глухотой).

– Вы сказали, операция показана маленьким детям. А если ребёнку 4, 5, 6 лет? Неужели у таких пациентов нет шанса?

– Шанс есть, операция может быть проведена и по прошествии двухлетнего возраста. Однако результаты более успешны именно в младшей возрастной группе. Установка кохлеарного импланта при раннем своевременном лечении обеспечивает практически полную реабилитацию.

У детей 4-5 лет, которые с рождения лишены слуха (отсутствуют навыки речи), результат предсказать трудно, но однозначно он не будет таким выраженным, как у малышей.

Дело в том, что речевой и слуховой центр формируется до трёхлетнего возраста, и чем старше ребёнок, тем сложнее достичь успеха в развитии речи. Это возможно, но потребуются огромные усилия со стороны родителей и педагогов.

Поэтому перед решением вопроса о необходимости проведения кохлеарной имплантации в более взрослом возрасте требуется получить квалифицированную консультацию и пройти обследование у врача-сурдолога.

– С какого возраста возможно проведение операции?

– Имплантацию можно проводить с 12-месячного возраста. Идеальным возрастом является период завершения формирования речи в промежутке от 2 до 3 лет.

До момента операции важна диагностика, особенно в первые 6 месяцев жизни.

Глухоту можно диагностировать с помощью специального обследования ОПЭ (отоакустическая эмиссия) – тест, показывающий функцию внешних волосковых клеток. Он проводится после рождения и перед выпиской из больницы.

В случае диагностирования потери слуха у новорождённого должна быть сразу начата реабилитация с помощью слухового аппарата.

Выбор подходящего устройства осуществляется врачом, при этом необходимо регулярное наблюдение ребёнка опытным аудиологом с оценкой реакции на голос и развитие речи.

В случае, если ребёнок не может слышать с использованием слухового аппарата врачи предлагают проведение кохлеарной имплантации.

– А какое обследование необходимо пройти перед операцией?

– Стандартные исследования анализа крови и мочи, а также томографию височной кости, при необходимости – МРТ улитки, внутреннего строения уха и преддверно-улиткового нерва.

– Обычный слуховой аппарат можно снимать на ночь, он не доставляет дискомфорта при отдыхе, а как обстоит дело при установке импланта?

– Внутренняя часть системы кохлеарной имплантации находится во внутреннем ухе, поэтому снять её нельзя. Но она не доставляет абсолютно никакого дискомфорта. А вот речевой процессор снимается, однако именно на нём расположены микрофоны, и как только человек снимает процессор, он перестаёт слышать.

Поэтому пациенты, особенно дети, после того как привыкнут к речевому процессору, носят его постоянно, но на ночь, конечно, можно его снять. По размеру речевой процессор больше, чем обычные слуховые аппараты. Это связано с большими элементами питания, которые должны обеспечивать работу не только самого процессора, но и электрода, расположенного во внутреннем ухе.

Однако несмотря на это ношение кохлеарного импланта не вызывает проблем ни у взрослых пациентов, ни у детей.

К сожалению, операция может быть выполнена не во всех случаях. Противопоказаниями являются:

  • Аномалии развития внутреннего уха и структур височных костей
  • Оссификация (окостенение) ушной улитки после перенесённого менингита
  • Невозможно применить общую анестезию при тяжёлых заболеваниях сердца, почек, печени или лёгких.

– Наверняка всех родителей и людей, столкнувшихся с проблемой глухоты, интересует вопрос: могут ли операции выполняться бесплатно? Если нет, какая сумма нужна для её осуществления?

– Кохлеарная имплантация выполняется за счёт средств Федерального бюджета в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, однако в связи с высокой стоимостью аппарата операция проводится в ограниченном количестве и не покрывает реальную потребность.

Сегодня в очереди на получение кохлеарного импланта стоит множество детей. В ожидании операции, как вы понимаете, они теряют драгоценное время, отпущенное на то, чтобы научиться говорить и слышать.

Единственным выходом для них может стать самостоятельное приобретение устройства, но далеко не все семьи могут себе это позволить – его цена в среднем достигает 30 тысяч долларов. Хотелось бы, чтобы наши российские власти больше времени уделяли подобным вопросам и усилили финансирование отрасли здравоохранения.

Помощь Сирии, проведение олимпиад и чемпионатов – это, конечно, хорошо. Но и о простых людях забывать нельзя. Вот тогда, наверное, можно будет сказать, что мы частично победили проблему потери слуха. А пока, к сожалению, нет.

Плановая замена внешней части системы (речевого процессора) производится за счёт средств ОМС один раз в пять лет. Замена, как правило, выполняется в том лечебном учреждении, в котором проводили операцию. Внутренняя часть импланта не подлежит замене – пациент пользуется ею на протяжении всей жизни.

  • Шаг  1 Звук в виде звукового сигнала поступает на микрофон и преобразуется в электрический сигнал.
  • Шаг 2 Передающая антенна посылает электромагнитный сигнал на антенну-приёмник, расположенную во внутренней части устройства.
  • Шаг З Антенна-приёмник передаёт сигналы на микрочип, который декодирует их и посылает на электроды, расположенные внутри улитки.
  • Шаг 4 Электроды стимулируют слуховой нерв, который передаёт в мозг информацию о звуках. Мозг обрабатывает информацию и получает возможность «слышать» звуки. 

Источник: https://MilaLink.ru/zdorovbaby/1611-gluhota-novorozhdennogo-mozhno-li-vylechit-konsultacija-vracha.html

Врожденная глухота

Врожденная глухота у детей

Примерно каждый тысячный ребенок в мире рождается с нарушениями слуха. Лишенные возможности слышать взрослую речь, глухие дети рискуют остаться немыми и отстать в развитии от своих сверстников. Поэтому чем раньше удастся обнаружить патологию, тем выше шансы на адаптацию малыша в здоровом обществе.

Что такое врожденная глухота и почему она возникает?

Слуховой аппарат человека состоит из трех отделов, каждый из которых выполняет свою функцию. Наружное ухо, которое включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход, улавливает звуки и передает их на барабанную перепонку.

Среднее ухо эти колебания усиливает и передает дальше – в улитковый лабиринт внутреннего уха. В «улитке» несколько тысяч слуховых рецепторов преобразуют звуки в электрические импульсы, которые и воспринимаются головным мозгом.

Повреждение любой части слухового анализатора ведет к нарушению слуха.

Принято считать, что глухота – это состояние, при котором пациент не различает звуки громкостью более 90 дБ. При такой степени поражений пациент не слышит громкую речь, произнесенную даже рядом с ушной раковиной.

В зависимости от того, в каком месте нарушено звукопроведение, глухота бывает:

  • Кондуктивной. Обусловлена дефектами в анатомическом строении среднего или наружного уха.
  • Сенсоневральной (или перцептивной). Возникает из-за повреждений внутреннего уха или коры головного мозга. Диагностируется в 90 % случаев.

Чаще всего причиной врожденного порока слуховых органов становится наследственный фактор. Если у одного из прямых родственников наблюдаются проблемы со слухом, то вероятность появления глухоты или тугоухости у ребенка составляет от 30 до 50 %.

К недоразвитию уха у малыша также могут привести:

  • Инфекционные болезни матери во время беременности. В их числе – краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, герпес. Опасно, когда период болезни приходится на первые три месяца вынашивания. Именно в это время происходит закладка органов слуха у плода.
  • Прием ототоксичных лекарственных препаратов на фоне беременности: антибиотиков аминогликозидового ряда, фуросемида, ацетилсалициловой кислоты (аспирина).
  • Токсикозы в первом и втором триместре вынашивания.
  • Некоторые хронические болезни матери (почечная недостаточность, сахарный диабет, сердечно-сосудистые патологии).
  • Прием алкоголя, наркотиков, курение в период беременности.
  • Мутации генов, ответственных за развитие слухового аппарата.

Современный уровень развития медицины позволяет выявить нарушения слуха практически сразу после рождения.

Как проводится диагностика?

Проверка слуха безболезненна, она не доставит новорожденному дискомфорта. 

Проверку слуха у новорожденного выполняют в родильном доме на 3–4-й день жизни или при первом посещении детской поликлиники. С этой целью применяют аудилогические скрининг-аппараты.

Обследование проводится во время сна малыша и занимает не более 15 минут. В ухо ребенка помещают зонд прибора, который издает сигналы высокой частоты. Отраженные колебания регистрируются датчиком. Результаты скрининга отображаются на мониторе устройства.

При подозрении на патологию ребенка с матерью отправляют на дальнейшее обследование в специализированное медицинское учреждение. По особым методикам специалисты выявляют реакцию малыша на различные звуковые стимулы.

В качестве источников звука используют тоны аудиометра, шепот, голос, детские игрушки. Применяются и более сложные способы инструментального анализа: компьютерная аудиометрия, импедансометрия.

Диагноз «глухота» ставят по результатам нескольких методов исследования слуха.

Методы лечения

На сегодняшний день наиболее эффективным методом лечения детей с врожденной глухотой является вживление «электронного уха». В медицинской практике такая операция носит название «кохлеарная имплантация». Об этой операции мы подробно рассказывали в статье «Приобретенная глухота».

В ходе процедуры во внутреннее ухо устанавливают имплант, который преображает звуковые колебания в нервные импульсы. На ушную раковину надевают транслятор, который усиливает звуковые сигналы. Таким образом, кохлеарный протез берет на себя все функции слухового аппарата. Срок службы прибора составляет около 70 лет.

Хирургическое вмешательство проходит под общим наркозом. Вся процедура занимает не более 2 часов. После операции аппарат несколько раз настраивают на комфортный уровень громкости. В течение первого полугода настройку повторяют через каждые 2–4 недели, в дальнейшем – с периодичностью в несколько месяцев. Оптимальные значения громкости определяют по внешним реакциям ребенка.

Послеоперационная реабилитация подразумевает активную работу с сурдологом, логопедом и фонологом, которые учат малыша правильно интерпретировать и воспроизводить звуки.

В подавляющем большинстве случаев установка импланта позволяет детям обучаться в массовых учреждениях и вести обычный образ жизни.

Операцию желательно успеть сделать до наступления 3 лет, иначе шансов на полное восстановление слуха у ребенка немного.

Оценка статьи: (проало 1, рейтинг: 5,00 5)
Загрузка… Поделись в соцсетях

Источник: https://otolaryngologist.ru/1018

Нарушение слуха у детей

Врожденная глухота у детей

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.

К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.

По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.

Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.

Актуальность проблемы потери слуха у детей

Согласно данным ВОЗ, почти 32 миллиона детей по всему миру имеют проблемы со слухом, приводящие к инвалидности. То есть пять детей из тысячи рождаются глухими или теряют слух после рождения.

60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер.  Это объясняет большой интерес общественного здравоохранения к проблеме профилактики заболеваний органа слуха у детей.

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху.

Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания.

Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

0-4 месяца:

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».

4-9 месяцев:

  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.

9-15 месяцев:

  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.

15-24 месяца:

  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело,  и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени.

Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости.

При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.

Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители  выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.

Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.

Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума.

Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха.

FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.

Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития,  адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.

Обучение детей с нарушением слуха

В современном мире почти каждый населенный пункт имеет специализированный класс или целую школу для детей с проблемами слуха.  Если какое-то время ребенок посещал обычный класс, то переход от стандартного обучения к специализированному должен быть мягким и не травматичным для развивающейся психики.

Источник: https://sluh.online/tugouhost/u-detej

Тугоухость у детей

Врожденная глухота у детей

Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др.

Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП.

С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Тугоухость у детей – нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии.

В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни.

Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Тугоухость у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия.

Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов.

Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде.

Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис.

Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.

), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха.

Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде.

Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов.

Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска.

У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха.

К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография.

Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости.

При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол).

При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и электрофорез.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/hypoacusis

Степени тугоухости у детей: лечение, причины глухоты у ребенка, симптомы и диагностика

Врожденная глухота у детей

Слух является одним из самых важных аспектов в полноценном развитии ребенка. Слух играет важную роль в становлении речи, мышления, познавательной активности. Появление тугоухости у малыша представляет собой большую проблему, которая оказывает огромный дискомфорт и массу проблем.

Тугоухость у детей – ухудшение слуха, которое различается степенью выраженности. В процессе данного нарушения слуховой функции затрудняется воспроизведение звуков. По данным статистики, в России детей с тугоухостью насчитывается порядка 600 тысяч. Стоит заметить, что некоторые малыши рождаются с врожденным дефектом органа слуха.

Классификация данного заболевания

Тугоухость у ребенка отличается неполной потерей слуха, при которой пациент воспринимает звуки довольно неразборчиво. Врачи отмечают четыре степени тугоухости. Речь в зависимости от усиления степени становится все менее понятной. Последняя степень находится на границе с полной утратой слуха.

Заболевание делится по длительности:

  • острое – слух ухудшается постепенно, с начала этого процесса прошло не больше месяца; возникает в большинстве случаев в результате травмы или инфекции;
  • внезапное течение – появляется очень быстро, вплоть до пары часов;
  • подострое – со времени ухудшения слуха прошло от одного до трех месяцев;
  • хроническое – пациент болеет дольше трех месяцев; эта стадия поддается терапии хуже всего.

По месту воспаления слухового анализатора классифицируют тугоухость:

  • невральную;
  • кондуктивную;
  • смешанную;
  • сенсорную;
  • нейросенсорную.

Если тугоухость у ребенка развивается лишь в одном ухе, это означает, что болезнь отличается односторонним характером. Двусторонняя – при наличии патологии в обоих ушах.

Классификация

Существует три классификации тугоухости:

По уровню поражения:

  • нейросенсорная;
  • кондуктивная;
  • смешанная.

По периоду развития заболевания:

  • острая;
  • подострая;
  • хроническая.

По факторам, вызвавшим нарушения слуха:

  • наследственная;
  • врожденная;
  • приобретенная.

Нейросенсорная (сенсоневральная)

Данный тип тугоухости характеризуется ухудшением работы слухового анализатора, что ведет к частичной или полной потере слуха. Развитие патологии происходит в структурах, отвечающих за восприятие слуха, на различных участках: во внутреннем ухе, слуховых нервах, зонах слуха головного мозга.

В большинстве случаев причиной заболевания становится гибель волосковых клеток или повреждения улитки. При нейросенсорной тугоухости болевой порог снижен, из-за чего у пациента возникают болезненные ощущения при восприятии звуков, превышающих порог слышимости.

Кондуктивная

Кондуктивная тугоухость возникает при наличии проблем со звукопроводящей системой.

Болезнь может быть вызвана повреждением барабанной перепонки, воспалением слуховых косточек, закупориванием слухового прохода.

В большинстве случаев заболевание данного типа диагностируется у детей младшего возраста, причиной становится слуховая пробка или отит среднего уха. Снижение слуха достигает от 25 до 65 дБ.

Наследственная

Наследственная тугоухость является следствием генетических мутаций, что делает возможным ее переход по наследству от родителей к детям. В большинстве случаев болезнь проявляется в первые годы жизни ребенка, при этом степень тяжести варьируется от легкой и умеренной до умеренно-тяжелой и глубокой. Тугоухость может сопровождаться наличием проблем с развитием речи.

В случаях, когда заболевание передается на генетическом уровне от родителей детям, не предусмотрен специальный курс лечения. По этой причине для таких детей предусмотрены программы обучения в специализированных реабилитационных центрах.

Врожденная

Тугоухость считается врожденной, если она развилась вследствие влияния негативных факторов во время вынашивания плода или при родах. В большинстве случаев патология вызвана инфекционными болезнями матери или воспалительными процессами в ее организме.

Но тугоухость также может вызвать прием матерью некоторых лекарственных препаратов, вдыхание загрязненного воздуха, в котором присутствует множество вредных веществ, употребление алкоголя и курение табачных изделий.

В данных случаях у ребенка может развиться частичная или полная глухота.

Источник: https://gb4miass74.ru/bolezni/lechitsya-li-tugouhost.html

Медицина24
Добавить комментарий